Главная->Школа инвестора
Смотри в оба
«Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга»
Анархисис
Роман Шишминцев, специалист отдела торговых операций инвестиционной компании "Перспектива Плюс"
Если рассмотреть фондовый рынок с потребительской точки зрения, то мы увидим с одной стороны инвестора, желающего инвестировать денежные средства, а с другой стороны – предприятие, желающее привлечь их. Первичные размещения ценных бумаг решают обе эти проблемы одновременно, но к каждой из них нужно подходить очень внимательно.
Весь фондовый рынок можно разделить на первичный и вторичный. Первичный рынок – это рынок первоначального размещения ценных бумаг. Именно там предприятия получают средства от продажи ценных бумаг их первым владельцам. На вторичном рынке происходит перераспределение прав собственности на ценные бумаги. Предприятия на вторичном рынке не получают никакого финансирования.
Различают открытое и закрытое размещение. Закрытое размещение (private placement) – это размещение среди заранее известного круга инвесторов по заранее известной цене. Открытое или публичное размещение (public offering) позволяет приобрести размещаемые ценные бумаги любому инвестору. Компания может сколько угодно раз размещать свои бумаги путем закрытой подписки, но первое публичное размещение у компании бывает только один раз в жизни. Обычно это происходит, когда предприятие нуждается в привлечении финансирования в особо крупных размерах.
И вот здесь начинается самое интересное. Эмитент заинтересован в том, чтобы как можно дороже продать свои активы, а инвестор в том, чтобы купить их как можно дешевле. Для решения своей задачи эмитент нанимает профессиональных помощников – инвестиционных консультантов и андеррайтеров, которые берут на себя организацию представления эмитента широкому кругу инвесторов и размещения ценных бумаг. Андеррайтер (как правило, крупный инвестиционный банк) берет на себя обязанности за вознаграждение найти инвесторов для нового выпуска. Он может выполнять ряд других функций, например, оценку стоимости компании, подготовку аналитических материалов, оформление и регистрацию решения о выпуске и проспекта ценных бумаг, организацию встреч с аналитиками и инвесторами и пр.
Инвестор, покупающий акции компании, вкладывает свои средства с расчетом на получение дохода в будущем за счет выплат дивидендов и роста курсовой стоимости. Перед ним стоит сложная задача: при отсутствии какой-либо рыночной оценки решить, по какой цене и когда выгодно купить ценные бумаги предприятия, покупать их сейчас или на вторичном рынке? Для принятия решения инвесторы пользуются, в том числе, материалами и оценками андеррайтеров, забывая порой, что они работают на эмитента и решают задачу создания спроса, чтобы продать бумаги как можно дороже.
Когда же лучше приобретать ценные бумаги: во время первичного размещения или на вторичном рынке? Лучше подойти к этому вопросу избирательно. Результаты первичных размещений, которые провели российские компании в 2006 и 2007 годах, различны и не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ясно одно – покупка бумаг на вторичном рынке несет в себе меньший риск, так как в этом случае уже есть оценка стоимости предприятия – рыночная цена его акций.
Вопрос-ответ:
– Какие IPO российских компаний были самыми прибыльными для инвесторов за последние два года?
– Наиболее прибыльными на текущий момент для инвесторов стали размещения «Белона», «Северстали» и «Магнита». В годовом выражении эти компании показали прирост на 167,43%, 75,96% и 33,71% соответственно. Однако размещение этих компаний происходило за рубежом (на LSE). Из компаний, размещавшихся на российских площадках, наибольший прирост капитализации показала «Роснефть» (7,96% в годовом выражении). Разница в результатах, на наш взгляд, объясняется опытом и профессионализмом западных инвесторов. Кроме того, зарубежные инвесторы очень серьезно подходят к оценке компании и своих рисков. Худшим размещением для инвесторов было IPO банка «ВТБ», оно принесло убыток в 37,34% годовых. Причины – и высокая цена размещения, и банковский кризис, от которого больше всего пострадали акции банков.
Словарь инвестора
IPO (Initial public offering) – первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. Делится на PPO и SPO.
PPO (Primary public offering) – предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц.
SPO (Secondary public offering) – предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.
Follow on – очередное предложение акций дополнительного выпуска неограниченному кругу лиц. Акции компании уже обращаются на бирже.
|
|